Быть лидером - вот её кредо!

 

Юлия Грибанова

р.п. Ольховатка

Фото автора

 

Талантов много на Воронежской земле,

                                                                А молодость талантлива вдвойне!

   

      В Ольховатском районе немало одарённых творческих молодых людей все они пользуются заслуженной любовью и популярностью у зрителей, но, практически, ни одно серьёзное мероприятие не проходит без выступления «Пластилина».

     Народная цирковая студия «Пластилин» известна далеко за пределами Ольховатского района, ребята из «Пластилина» принимали участие не только в областных, но и во Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах циркового искусства, список которых поистине внушителен. Вот лишь несколько названий этих мероприятий: фестиваль – конкурс детских цирковых любительских коллективов (город Архангельск), всероссийский детский фестиваль циркового искусства «Цветы России» (город Выборг – Санкт – Петербург), детский фестиваль циркового искусства «Цветы планеты» (город Выборг), Российский конкурс детского художественного творчества «Жар – птица» (город Иваново), Международный фестиваль – конкурс Детских цирковых коллективов «Сочи 2006», Международный фестиваль -  конкурс детского циркового искусства «Весёлая арена» (город Архангельск), детский фестиваль циркового искусства «Цветы планеты» (Швеция).

    15 февраля 2008 года в зале заседаний администрации Воронежской области состоялось торжественное награждение талантливой в различных сферах трудовой, научной и творческой деятельности молодёжи нашей области. Здесь были вручены Дипломы и грамоты разных уровней. С особой гордостью следует отметить тот факт, что среди чествуемых в этот день дарований был отмечен и талант представительницы Ольховатского муниципального района – Костюковой Ирины. Ей был вручен диплом лауреата премии по поддержке талантливой молодёжи в рамках национального проекта «Образование», подписанный министром образования и науки РФ А. А. Фурсенко. Данной наградой, в полом смысле этого слова, Ирина была удостоена по итогам своей победы в 2007 году в конкурсе на соискание премии Воронежской молодёжи им. Василия Кубанёва в области литературы, искусства, архитектуры, журналистики и народного творчества, а это, несомненно, весомые достижения для человека в таком молодом возрасте.

     Когда человек талантлив, он словно светиться изнутри каким – то необычайным мерцанием  освещает всё вокруг себя, наполняя мир добротой. Именно такие слова можно отнести к Костюковой Ирине.

      Костюкова Ирина – симпатичная двадцатилетняя хрупкая девушка, но хрупкость её можно отметить лишь на первый взгляд, узнав Иру поближе, вы с полной уверенностью скажете о том, что она сильная, волевая и целеустремлённая, неординарная личность, обладающая твёрдым характером, а это вполне замечательные качества для любого молодого человека, что позитивно вдвойне, так как большинство представителей современной молодёжи не совсем самостоятельны, порой, не могут решить элементарных вопросов, касающихся их будущего, определиться в выборе профессии и так далее. Чего нельзя  отнести к Ирине.

     Ирина многогранна, она немного философ, слегка поэт, чуть – чуть художник, прекрасная рукодельница и большая актриса!

     Ира выросла в такой семье, где значительное внимание всегда уделялось цирковому искусству.  В цирковой студии «Пластилин» Ира занимается с шести лет, что на данный момент составляет четырнадцать лет циркового «стажа». Любовь к  цирку привила ей мама  Костюкова Антонина Даниловна – основатель студии, она же воспитала в дочери характер, душевную стойкость, работоспособность, необычайную волю.

      Есть дети, которые уже рождаются гибкими, таким легче делать акробатические номера, но Ирина от природы не обладала таким ценным качеством, поэтому ей пришлось намного больше работать над собой, упорно заниматься, постоянно делать растяжки, то есть всё время поддерживать спортивную форму. По этому поводу Ира говорит: «бывает так, что доходишь до элемента долго, а потерять его без постоянной работы можно очень быстро. Я добивалась много своей неотступностью, своим упорством».

    Самые первые достижения Ира совершила во время отчётного концерта Ольховатского района в Воронеже, она была отмечена в составе коллектива грамотой Лауреата областного фестиваля, но это был первый яркий момент, первый стимул, своеобразная начальная ступень, пройдя которую Ира продолжала упорно совершенствоваться.

    Первый личный диплом получила в одиннадцать лет на фестивале в городе Лиски. Потом было много побед, в них вкладывалась огромная масса труда и здоровья.

     «Диплом, который я получила сегодня для меня самый ценный и важный, это практически результат всех моих предыдущих лет работы над собой, умения работать в коллективе, естественно это и мамина заслуга. Все мои предыдущие победы складывались в одну копилку и можно образно сказать, что теперь эту копилку обменяли на данный диплом».

     В жизни Иринка добрый, весёлый человек, мир её увлечений богат и самобытен. Она любит делать поделки из разных материалов. Среди них есть настоящие шедевры из бисера: зверюшки, украшения, необычайные пояски, причём, если некоторые умельцы плетут изделия из бисера по уже готовым схемам, то Ира и здесь проявляет незаурядную фантазию, она сама придумывает то, каким будет тот или иной бисерный предмет и в результате получается необычайная, единственная в своём роде и довольно сложная вещь. Есть у Ирины сделанный её руками целый замок, в который вплетены ещё и ракушки, а в центре замка находится рыбка. Ира неплохо вышивает гладью, это ей, как она считает, передалось от бабушки.

      Антонина Даниловна Костюкова – мама Ирины (она с детства шьёт, сама кроит будущие изделия) и Ирина конструируют разнообразные модели сценических костюмов для цирковой студии. Ира очень тонко чувствует ткань, а именно, понимает, как её надо положить, как вытянуть, в каком направлении, какие цветовые сочетания подобрать и как их обыграть. Шьют эти костюмы самостоятельно, да ещё и вручную, потому, что для них используется эластичная тянущаяся ткань, для обработки которой необходима специальная швейная машинка, иначе швы будут расходиться, вот и приходиться соединять все детали руками. Затем костюм подвергается  не менее трудоёмкому процессу – Ира расшивает его пайетками и прочими украшениями.

    «Процесс создания костюма доставляет мне огромное удовольствие. Когда выходишь в нём, все выражают своё одобрение, а это так приятно! Ведь своими же руками творишь красоту» - говорит Ира.

    Ирина немного похожа на тургеневских барышень своей несовременностью, в отличии от сверстников она обожает классическую музыку: Шопен, Бетховен, произведения Ванессы Мэй. Обожает читать русскую классическую литературу: Пушкина, Лермонтова, Есенина, а из зарубежной литературы ей нравится Шекспир, Байрон, Гюго. Иру завораживает красота нашей русской природы, она весьма патриотична и любит Россию.

     Ира имеет собственные вполне серьёзные взгляды на жизнь нашего общества, не равнодушна к политике, интересуется всем происходящим в стране, недавно Ира, вместе с мамой, вступили в ряды Ольховатского местного отделения ВПП «Единая Россия», потому что ей близки мысли и идеи этой партии. Вот мнение Ирины по этому поводу: «Партия «Единая Россия» поможет и в дальнейшем нашей стране благополучно развиваться и в экономическом и во всех иных отношениях. Я уверена - Россия будет занимать лидирующие позиции среди других стран»

    Сама Ирина говорит о своём характере: «Поскольку я человек творческий, то у меня внутри иногда тоже бывают бури, но внешне я этого не показываю»

     Ира работала как сольные, так и групповые номера во всех жанрах: оригинальный жанр, дрессура, жонгляж, эквилибристика, акробатика (моноцикл, пробовала катушки, баланс на лбу), в воздушной гимнастике так же были и сольные номера, и парные с Аркадием (младшим братом). Для «воздуха» нужны сильные руки, сильная спина и пресс, а так же гибкость, растяжка, важно умение концентрироваться.

    У Ирины Костюковой есть свои личные предпочтения по отношению к цирковым жанрам и к некоторым определённым номерам: «Безусловно, - говорит она, - в первую очередь, - это воздушная гимнастика красиво, одно слово - воздушно. Ещё люблю «Пластический этюд», над этим номером я очень долго работала, я много достигла, работая с напарником Сергеем Бразнец. Всегда важен в выступлениях «Господин трюк», когда зрелищно и незабываемо»

     Непередаваемое удовольствие доставляет дрессура, потому, что животные, - это те же маленькие дети, с ними интересно, но сложно, так как здесь есть свои небольшие коварства: на репетиции животные могут беспроблемно сделать абсолютно всё, а во время выступления на манеже или на сцене любое постороннее раздражение (яркий свет, хлопок в зале, вспышка от фотоаппарата и т.д.) может напугать такого артиста и он просто отказывается работать, а ты стоишь и думаешь: «Ну, Господи, ну солнышки, вы мои, покажите себя», а у животного ступор и ничего с ним не сделаешь, потихонечку пытаешься его разыграть, привести в чувство, но это не всегда срабатывает. Особенно трудно с эмоциональными животными, например, как наша Лапушка (пудель)».

     Дома у Костюковых живёт целый зоосад, и все животные являются настоящими четвероногими артистами и принимают участие во многих цирковых номерах студии «Пластилин», а именно, несколько собачек: карликовый серебристый пудель Ладушка, мальчик – пудель Джони, пудель Лапушка и её дочка Лика – подрастающее поколение. С семейством пёсьих мирно уживается кот Ёжик,  кошка Буся,  крыса  Джерри. Есть здесь и экзотические артисты – четырёхлетний питон Шуша достигший уже в длину около трёх метров, конечно, он уже достаточно тяжеловат и справляться с ним становиться всё труднее. С Шушей у Ирины есть несколько номеров, они работают каучук на столе «Клеопатра», «Восточный» - где все гимнастические элементы выполняются с питоном, что довольно сложно, потому как приходиться контролировать не только своё тело, но ещё и требуется постоянно чувствовать животное. У питона свой характер, своё настроение: он может быть нервный, тогда его вообще сложно удержать на себе, да ещё удерживать центр тяжести в те моменты, когда Шуша переползает. Шуша большой любитель прогуляться в зале по паласу, но в основном, старается найти какие – то тёмные углы, чтобы спрятаться, для него главное, чтобы было тепло и темно. Многие думают, что питоны медлительные, но на самом деле передвигаются они очень быстро.

     Сейчас Ира работает преподавателем циркового отделения МОУДОД (муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей) «Ольховатская Детская Школа Искусств», она руководитель Народной цирковой студии «Пластилин».

          Конечно же, работать с детьми трудно, особенно с маленькими, но у Ирины и это получается отлично. Про своих воспитанников она говорит: «Каждый из них – маленький изумрудик, крошечная звёздочка! Когда эту звёздочку оформляешь (имеется в виду украшение костюма – прим. автора) то получается такое небольшое чудо, а тоже доставляет массу положительных эмоций, особенно в тот момент, когда видишь, как горят глаза ребёнка на момент примерки костюма. Педагог я ещё молодой, но общий язык с воспитанниками нахожу, ведь я сама ещё не слишком далека от детства и стараюсь быть им в первую очередь другом. Когда детки приходят на занятия, то сразу же видно кто из них чем–то расстроен, замечаешь - что–то повлияло на внутреннее состояние ребёнка, надо побеседовать, успокоить и ребёнок сразу расцветает, веселеет. Я стараюсь быть максимально ближе к ним. Детям важно то, что их оцениваешь как личность. У нас есть клуб «Именинник» мы собираемся все вместе 1 раз в месяц и празднуем дни рождения пластлиновцев – пьём чай, танцуем, просто беседуем. Для нас наши ребята не чужие, иногда если предстоит ранняя утренняя поездка, а кому–то далеко добираться, то ночуют у нас дома. Когда мы приезжаем с конкурсов, то собираемся ещё и вместе с родителями – отмечаем новую победу! К каждому из воспитанников прикипаешь душой. Навыкам общения с детьми я научилась у мамы, так как с детства видела её отношение к детям».

   Я стала свидетелем того, как Ирина с Антониной Даниловной выбирали ткань, фурнитуру и разнообразные приспособления, необходимые для создания циркового костюма в специализированном магазине в Воронеже. Умиляло то,  с какой любовью они подбирали отрезы ткани, при чём так, чтобы соблюдались определённые каноны цветового сочетания, тут же, на месте рождались проекты новых костюмов, а к ним на ходу придумывались и наброски номера. При этом они меньше всего заботились о том, что деньги уже на исходе, а обеденный приём пищи пока так ещё и не состоялся. Не каждый сможет столь самоотверженно не жалеть сил, времени  и денежных средств на любимое занятие, увлекаясь чем - то отказывать себе во многом.

    «Эстетическое удовольствие влечёт за собой и моральное удовлетворение. – говорит по этому поводу Ирина – Для меня очень значительно – ощущать, что ты нужен, надо не просто прожить жизнь, а сделать что – то важное, необходимое людям. Если каждый станет хоть чуточку лучше, то мир тоже заметно станет лучше, потому, что из этих маленьких элементов складывается картинка мира вцелом! Нельзя пускать внутрь себя ни какую грязь, ей надо сопротивляться тогда сможешь нести людям свет доброты».

     Естественно цирк, это не только красота и фиеричность, веселье и смех которые мы видим на сцене во время выступления, есть ещё и мир закулисья: это изнурительные тренировки, постоянные занятия, и, иногда … травмы. «Чтобы не получить травму, - советует Ира, - надо понимать и слушать руководителя, у которого большой опыт. Травмы происходят не из–за того, что человек не подготовлен, нет, такого не просто не пустят на элемент. Прежде всего, травма – это результат излишней самонадеянности. Да у меня бывали случаи: перелом руки, сотрясения. А когда работаешь с партнёром надо чувствовать друг друга, не делать резких или жёстких «приходов», парная и групповая акробатика подразумевает в первую очередь сплочение, настолько, что требуется даже мыслить одинаково. Нужно всегда работать так, чтобы зритель чувствовал, что ты не просто вышел отработать номер, а играть на зрителя, стараться донести до него идею, мысль номера. В этом контакте со зрителем играет большую роль и актёрское мастерство и ещё ты сам должен понимать, что именно ты хочешь сказать своим номером. Для любого артиста важна реакция публики»

    Все номера «Пластилина» Костюковы режиссируют сами: придумывается образ, тематика, внутреннее содержание, добавляешь немного хореографии, подбираешь музыку.

     «Мы с мамой, - говорит Ирина, - даём друг другу советы по номеру: где – то немного поправить. Сейчас я ощущаю реальную помощь от занятий в университете с Михаилом Ивановичем Изеньковым, это реальный плюс от учёбы»

    На данный момент Ирина, вместе с мамой, учится в Московском Государственном Университете кинематографии и искусства (филиал) Рязанского Заочного института на факультете искусств, кафедра режиссуры, режиссёр – постановщик театрализованных представлений и массовых праздников на третьем курсе.

  На мой вопрос о чём–то ярком и запоминаемом за время учёбы Ира вспомнила много забавных историй: «Когда мы только приехали поступать в институт, то с нами, абитуриентами, проводил беседу наш куратор Михаил Иванович Изеньков, он честно предупреждал всех о том, что учиться будет сложно, что это потребует от нас большой самоотдачи, что нужно быть творческим человеком изнутри. Тогда я и почувствовала, что именно это и есть моё призвание, что режиссура - это то что я хочу изучить, постичь. А что касается тех предметов, которые нам преподают, то мне очень нравиться тренинг актёрской психотехники, искусство звучащего слова.  Заведующая кафедрой у нас Галина Николаевна – она преподаёт искусство слова – риторику и музыку в ТП («Музыка в театрализованных представлениях») 

    На занятиях  «Музыка в театрализованных представлениях» нас обучают тому, как правильно подобрать музыкальное сопровождение, чего нельзя допускать. А, вообще все предметы по специальности, которые нам преподают увлекательные и очень необходимые, помимо этого изучаем стандартные для высшего образования науки: историю, иностранный язык и так далее. Все педагоги у нас в ВУЗе замечательные, они необычайно яркие и  интересные люди и для нас – студентов словно путеводные звёзды, практически все преподаватели, как правило, одновременно ещё и работают где – нибудь в театрах, то есть, педагогическая деятельность у них не отрывна с практикой, поэтому всё, чему они нас учат не сухо, словом, не по  учебнику.

 Ещё хорошо, то, что нас учат мыслить неординарно и постоянно совершенствовать себя и свою работу, уметь видеть собственные недочёты, признавать их и, как следствие вовремя устранять. К примеру на занятия по  режиссуре  мы можем прийти с одним сценарием, а на репетиции по этому же сценарию происходят настолько коренные изменения сюжета, что можно сказать, уходим уже совершенно с другим сценарием, при чём, зачастую,  после правки в третьем, пятом варианте.  Михаил Иванович  очень творческий человек, у него множество идей и он хочет всё пробовать, чему и учит нас: если мы выбрали уже тему будущей работы необходимо продумать несколько вариантов и выбрали лучший из них, а такое мышление приучает думать нестандартно, искать необычные решение казалось бы обычных тем.  Михаил Иванович объясняет нам как работать над материалом, обязательно нужно проработать все детали, что бы решение задач было объёмно по смыслу, охватывало даже некую предысторию.»

     Очень важно во время заметить ростки таланта у ребёнка и направить его рост в нужное русло. Воспитать талант очень сложно. Руководитель и создатель студии «Пластилин» Костюкова Антонина Даниловна выпустила в жизнь уже множество одарённых ребят, и, самое главное, воспитала такую замечательную дочь, такую талантливую цирковую актрису, как Ирина, поэтому её награда - благодарность за активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование» по поддержке талантливой молодёжи за подписью губернатора Воронежской области Кулакова В. Г., это небольшое, но очень верное и значимое признание её заслуг пред обществом и перед искусством.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz